Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №156 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла"

Советы логопеда

 

 

Зачем логопед задает домашнее задание. Памятка для родителей 

 

Специфические ошибки на письме и возможность их преодоления

 

 Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.

Доказано, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Рассмотрим четыре группы специфических ошибок письма, несвязанных с незнанием грамматических знаний.

 

1.            Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.

Ребенок пишет «сапка» вместо «шапка», «колова» вместо «корова», «зук» вместо «жук», «ден» вместо «день». В основе этих ошибок чаще всего лежит то, что ребенок не может различить  на слух соответствующие звуки. Нередко такая замена происходит и в устной речи.

2.            Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении.  Ребенок на письме систематически пропускает гласные, согласные буквы, пишет слитно не только предлоги, но и слова в предложении.

3.             Аграмматизмы в письме. Ребенок пишет вопреки правилам грамматики – «пять окнов», «красная яблоко», «много деревьях». Детям, делающих такого рода ошибки, трудно дается усвоение грамматических правил на правописание безударных гласных.  Это объясняется тем, что в силу отставания в речевом развитии дети не чувствуют родства слов и поэтому не умеют правильно подобрать нужное проверочное слово. В этих случаях необходимо позаботиться о развитии устной речи.

4.            Замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание. Например, ребенок путает буквы б-д, ш-щ, щ-ц, п-т.

 

Если вы приняли решение заниматься с ребенком самостоятельно, то помните, что для работы необходимы следующие условия:

 

1.     Положительный настрой. Для этого взрослому самому нужно поверить в то, что стоящие на пути трудности вполне преодолимы и обязательно убедить в этом ребенка.  Обстановка должна быть доброжелательной. Помните, что занятия по принуждению, с уговорами или угрозой не могут дать положительного результата.

2.     Целенаправленность занятий. То есть цель каждого занятия должна быть ясна полностью как ребенку, так и взрослому.

3.     Обязательное достижение успехов в процессе занятий. Наличие ощутимых успехов поднимает настроение у ребенка и укрепляет его уверенность в своих силах, что способствует мотивации на дальнейшую работу.

4.     Последовательность в преодолении ошибок. В определенный отрезок времени работа должна вестись над устранением лишь одной трудности, одного типа ошибок. И лишь после исчезновения этой ошибки можно переходить к следующему типу ошибок. Не нужно пытаться их устранять все одновременно.

 

Теперь рассмотрим более детально группы специфических ошибок, допускаемых на письме.

 

Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков. Эта группа специфических ошибок письма чаще всего бывает связана с имеющимися у ребенка затруднениями в слуховой дифференциации звуков речи, поэтому он и в письме допускает замену букв. Для профилактики и для преодоления такого типа нарушения необходимо позаботиться о двух вещах.

Во-первых, нужно развивать у ребенка способность к слуховой дифференциации соответствующих звуков. Во-вторых, надо  преодолеть звуковые замены в устной речи при их наличии. Если ребенок до начала обучения грамоте научится различать звуки на слух и перестанет смешивать их в устной речи, то и в письменной речи эти проблемы не возникнут. Какие упржнения можно порекомендовать на устранение этих проблем? Если смешивает звуки «С – Ш».

1.     Вставьте вместо точек пропущенные буквы

КАПУ…ТА     КО…КА     …УМКА      …И…КА

 

2.     Запишите слова в первый столбик с буквой С, второй с буквой Ш

СУМКА           ШКОЛА

СКАМЕЙКА   ШАРФ

СНЕГ               ПОДУШКА

ВЕСЫ              ДУШ

 

3.     Придумайте и запишите с ребенком слова с буквой С и Ш.

4.     Придумайте и запишите с ребенком слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука: Саша, сушка, сушить, старушка, смешной.

В процессе выполнения всех устных и письменных упражнений ребенок вынужден постоянно думать о дифференцируемых звуках, сравнивать их между собой, стараясь уловить особенности их звучания. В результате этого постепенно формируется навык устойчивого различения звуков на слух, что является необходимой предпосылкой для исчезновения буквенных замен на письме. Так дети с нарушением слуховой дифференциации звонких и глухих согласных (п-б, д-т, з-с, и другие) никак не могут научиться применять правило правописании сомнительных гласных в конце и в середине слова. Пишут вместо «зуб» - «зуп» или «зупки». Почему так происходит? Если ребенок не различает на слух парные согласные, и даже если  ему удалось слово изменить в соответствии с правилами грамматики,  ошибки скорее всего неизбежны и вполне закономерны. Ведь для этого ребенка слова «зубы» и «зупы» звучат совершенно одинаково. Исправить эту ситуацию можно путем воспитания у ребенка устойчивой слуховой дифференциации звонких и глухих согласных. А после того как он овладеет этим навыком необходимо еще дополнительно упражняться в его практическом применении. Перед записью каждого слова или фразы нужно спрашивать, какую согласную нужно написать и почему, то есть ребенок должен доказать правильность выбора той или иной согласной.

 

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами.

В основе этой группы специфических ошибок лежат большие затруднения, которые испытывает ребенок в процессе анализа речевого потока. В процессе устойчивой речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко-слоговой структурой слов, так как с детства ребенок усваивает все слова целиком. В устной речи слова произносятся без интервалов, речь звучит сплошным потоком. Это легко понять, когда звучит иностранная речь – она звучит для нас сплошным потоком и нам сложно уловить границы между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится и ребенок, начинающий обучаться грамоте. Соответственно, если анализ речевого потока недоступен, то это приводит к следующим ошибкам:

- пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);

- вставка лишних букв («столол» вместо «стол»);

- перестановка букв («вебра» вместо «верба»);

- пропуски слогов в словах («гова» вместо «голова»);

- вставка лишних слогов и их перестановка («мотолок» вместо «молоток»);

- слияние нескольких слов в одно слово («детиидутвшколу»);

- разделение одного слова на части («у-тюг»).

Приведенные примеры помогут родителям разобраться в том, какие сложности возникают у ребенка: определение звукового состава или определение количества слов в предложении. В зависимости от этого можно будет выбрать и наиболее подходящие для конкретного случая упражнения.

 

Упражнения при искажении слогового анализа и синтеза слов.

1.     Определите количество слогов в слове и их последовательность (какой слог первый, второй, третий).

2.     Придумайте с ребенком слова с определенным количеством слогов. Можно использовать картинки, где нарисованы предметы содержащие 1, 2, 3 слога. Например, дом,  лиса, машина и так далее.

3.     Составьте с ребенком слова из данных слогов (слоги «потеряли» свое место ток-мо-ло, ка-сум).

4.     Поиграйте в игру на узнавание слов. Нужно назвать последовательно слоги (мо-ло-ко, ма-ли-на), а ребенок угадывает, какое получилось слово. А после в перестановку слогов для получения новых слов (мыш-ка, ка-мыш, сос-на, на-сос, бан-ка, ка-бан,

5.     Образуйте новые слова путем «наращивания».

ПОЛ-КА

ПОЛ-ЗЕТ

ПОЛ-НЫЙ

ПОЛ-КАН

 

Эти упражнения помогут ребенку ориентироваться в слоговом составе слова. А значит, и постепенно исчезнут перестановки, пропуски слогов на письме, затруднения при переносе слов.

 

Упражнения при искажении звукового анализа и синтеза слов.

1.     Определите количество звуков  в слове и их последовательность (сколько звуков в слове «стол»? Какой первый звук, второй, третий?)

2.     Придумайте с ребенком слова с определенным количеством звуков (3, 4, 5 звуков).

3.     Поиграйте в такую игру. Какое слово я сказала (произнесите звуки раздельно друг от друга л-у-ж-а).

4.     Образуйте новые слова путем «наращивания» звуков. Какой звук нужно добавить к слову рот, чтобы получилось новое слово?

КРОТ - ГРОТ

ОЛЯ – ТОЛЯ

КОЛЯ - ПОЛЯ

 

5.     Образуйте новые слова путем замены в слове первого звука. Например,

ДОМ-КОМ

СОМ – ЛОМ

РОМ – ТОМ

6.     Образуйте новые слова из звуков данного слова. ГАСТРОНОМ

(астроном, гном, рот, рано, норма, рота, сон, монстр, гора, гам).

При выполнении письменных упражнений очень важно проговаривать слова, что позволяет удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова.

Упражнения при нарушении границ между словами в предложении.

1.     Определите с ребенком количество слов в предложении и их последовательность. Сколько слов в предложении? Какое слово первое, второе, третье?

2.     Придумайте с ребенком предложение с определенным количеством слов.

3.     Составьте с ребенком предложение из определенного набора слов (опушке, на, росла, сосна, высокая).

Эти упражнения помогут ребенку свободно ориентироваться в словах, составляющих предложение, определяя границы между ними. При систематических занятиях исчезнут не только специфические ошибки, но и связанные с ними грамматические ошибки – дифференциация предлогов и приставок.

 

Для успешного преодоления грамматических ошибок хотелось порекомендовать следующую литературу:

1.     Шклярова Т.В. «Как научить вашего ребенка писать без ошибок»;

2.     Ахременкова А.А. «Шаг за шагом к пятерке»;

3.     Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно».

 

Учитель-логопед СОШ №156 Пчелкина Екатерина Юрьевна

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"